Федор Яковлевич Алексеев


Федор Яковлевич Алексеев

Федор Яковлевич Алексеев – русский художник и декоратор, один из основоположников жанра городского пейзажа в российской живописи, родился в С.-Петербурге в 1753 или 1754 г. (точная дата рождения до сих пор не установлена). Отец его, Яков Алексеевич, отставной солдат, служил сторожем при Петербургской Академии наук. Первоначальное образование Федор как солдатский сын получил в гарнизонной школе. В 1767 г. он поступил в Императорскую Академию художеств. В 1773 г. закончил академический курс с малой золотой медалью, которая давала право на продолжение учебы за границей, и был направлен в Венецию совершенствоваться в области декорационной живописи. Здесь молодой художник пробыл более трех лет – осваивал приемы создания театральных декораций в мастерских Моретти и Гаспари, копировал произведения знаменитых венецианских живописцев, мастеров городского пейзажа Беллотто, Каналетто, Гварди. В августе 1777 г. Алексеев был вызван в Петербург и приглашен в качестве искусного декоратора в Императорские театры, где и служил до 1785 г. В этот же период он с большим успехом копировал хранившиеся в Эрмитаже и хорошо знакомые ему картины Каналетто и Беллотто, Роббера и Берне. Значительно уменьшая размеры и масштаб повторений, Алексеев создавал камерные по характеру произведения, которые отличались самостоятельным цветовым решением. Его копии, являвшиеся по существу творческими интерпретациями оригиналов, принесли ему известность. Пройдя длительную школу копирования, он сумел выработать свой неповторимый живописный почерк. Уже первые собственные пейзажи художника сразу стали шедеврами. В 1793 г. он написал «Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной», а через год – «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» и «Вид города Санкт-Петербурга по Неве-реке». Виды Петербурга явились рубежом в творчестве пейзажиста. За эти картины Алексеев в 1794 г. был удостоен звания академика перспективной живописи. В 1795 г. по заданию Академии он отправился в Малороссию и Крым, «снимать виды» городов, в которых незадолго до этого побывала императрица Екатерина II. Так появилась серия живописных панно с пейзажами южных городов – Николаева, Херсона, Бахчисарая. В 1800 г. по повелению императора Павла I Алексеев прибыл в Москву. Первопрестольная столица поразила его своими средневековыми сооружениями, непривычными для жителя Петербурга. Художник увлекся старинной русской архитектурой и, возвратившись, привез с собой ряд картин и множество акварельных зарисовок московских улиц, монастырей, предместий, но более всего различных видов Кремля. Наиболее известным полотном кисти мастера стала картина «Красная площадь в Москве» (1801), в которой он не только создал образ потрясшего современников сказочного, святого русского града, но и показал разнообразие и пестроту московской жизни. Огромный вклад в развитие пейзажного жанра художник внес и как педагог. В 1802 г. Алексеев был удостоен звания профессора и произведен в Советники Академии художеств. С 1803 по 1824 гг. он возглавлял класс перспективной живописи. И до конца дней своих продолжал писать строгий и стройный Петербург. В его глубоко лиричных картинах «Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова», «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса», «Вид Казанского собора в Петербурге» и многих других запечатлен поэтический образ Северной Венеции.

Скончался Федор Яковлевич Алексеев в Петербурге 11 ноября 1824 г. Произведения этого великого мастера, отличающиеся возвышенностью и художественным совершенством, сохранившие для нас облик русских городов рубежа XVIII – XIX столетий, стали ценнейшими историческими документами эпохи. Его работы находятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Эрмитаже, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств и прочих музейных собраниях России.


Посмотреть галерею Федора Алексеева