НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ БОГДАНОВ-БЕЛЬСКИЙ


Николай Петрович Богданов-Бельский – замечательный русский живописец с очень непростой судьбой, мастер бытового жанра, действительный член Академии художеств России, председатель Общества им. А. И. Куинджи. Родился 8 декабря 1868 г. в Бельском уезде Смоленской губернии. При крещении его записали Богдановым, т. е. Богом данным. Детство его было суровым, голодным, тяжелым. «Я ведь от земли, – говорил о себе художник. – Отца не видел: я незаконнорожденный сын бедной бобылки, оттого Богданов, а Бельский стал от имени уезда. Был пастушонком». Воспитывался в семье дяди и считался здесь «лишним ртом». С шести лет уже пас деревенское стадо. Хромой звонарь местной церкви научил его читать по старым церковным книгам. Продолжил учебу Коля в приходском начальном училище. А потом в его жизни появился Сергей Александрович Рачинский, профессор ботаники Московского университета, основатель народной школы в селе Татеве. Профессор заметил способности мальчика к рисованию и взял его в свою школу. В 1881 г. Рачинский отправил тринадцатилетнего отрока учиться в иконописную мастерскую при Троице-Сергиевой лавре, и через два года помог ему поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его наставниками были В. Д. Поленов, В. Е. Маковский, И. М. Прянишников. В качестве дипломной работы Николай представил картину «Будущий инок» (1889), за которую получил Большую серебряную медаль и удостоился звания «классного художника». После окончания училища много путешествовал, побывал в Молдавии, на Ближнем Востоке, в Европейских странах, в Константинополе, на Афоне, и снова учился – в С.-Петербурге, в Академии художеств, у И. Е. Репина, затем в Париже, в студиях Ф. Коларосси и Ф. Кормона. В 1895 г. Богданов-Бельский становится членом Товарищества передвижных художественных выставок. В этот период он создает целую серию жанровых полотен, принесших ему широкую известность: «Воскресное чтение в сельской школе» (1895), «Устный счет» (1895), «У дверей школы» (1897), «У больного учителя» (1897), «Проба голосов» (1899). Пишет пейзажи, портреты, натюрморты. Его кисти принадлежат портреты императора Николая II в форме офицера драгунского полка, императрицы Марии Федоровны, великого князя Дмитрия Павловича, князя Ф. Ф. Юсупова, Ф. И. Шаляпина и других. Однако сердце свое он отдает детям: «Я так полюбил их за непосредственность, даровитость, что они сделались героями моих картин». В глубоких карманах куртки художника для них неизменно находилось большое количество орехов и леденцов. И герои этих картин в благодарность за такую любовь навсегда прославили его имя. После трагических событий 1917 г. начинается травля художников реалистического направления, и глубоко национальное творчество Богданова-Бельского оказывается невостребованным «прогрессивной общественностью». В 1921 г. он переезжает в Ригу. Снова увлеченно работает. Картины его хорошо покупаются. Он организует персональные выставки, активно участвует в выставках русского изобразительного искусства за границей: в Париже, Нью-Йорке и Питтсбурге, в Праге, Берлине, Белграде. И всюду – небывалый успех. В апреле 1941 г. художник посылает одну из своих картин, «Пастушок Прошка» (1939), в Москву. Тревога, ожидание. Но начинается Вторая мировая война, наступают годы оккупации. Он тяжело заболевает, творческие силы на исходе. Его увозят в берлинскую клинику – срочно требуется операция, лечение... Скончался Николай Петрович Богданов-Бельский, талантливый самобытный художник, добрый, искренний и жизнерадостный человек, 19 февраля 1945 г. в Берлине. Похоронен на русском кладбище Тегель. Люди воспринимали полотна этого Богом данного нам мастера как поэмы, а его самого называли «Некрасовым в живописи». Сегодня картины Богданова-Бельского находятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Таганрогском художественном музее, Пражской национальной галерее, Латвийском национальном художественном музее и в многочисленных частных коллекциях по всему миру.



Посмотреть галерею Николая Петровича Богданова-Бельского