Феофан Грек


Феофан Грек – великий живописец Древней Руси, основоположник нового направления в русской иконописи. Был родом из Византии, почему и получил прозвище «грек». Писал фрески, иконы, миниатюры. Биографические сведения о жизни и творчестве этого замечательного мастера дошли до нас благодаря чудом сохранившемуся письму его современника, ученика преподобного Сергия Радонежского, Епифания Премудрого к игумену Тверского Спасо-Афанасиева монастыря Кириллу. Наиболее вероятной датой рождения художника считаются 30-е годы XIV столетия. На Русь он приезжает в возрасте 35-40 лет. К этому времени Феофаном было расписано уже сорок каменных церквей в Константинополе, Халкидоне и Галате. Перечисляя те города, где работал Феофан на Руси, Епифаний прежде всего называет Новгород Великий. Считается, что первыми его произведениями здесь из документально известных (третья Новгородская летопись) являются фрески (1378) в Спасо-Преображенской церкви, построенной в 1374 г. Он работает также в Серпухове, Нижем Новгороде, Коломне и Переславле Залесском. В 1390 г. приезжает в Москву. Икона. Феофан ГрекОб этом периоде творчества мастера сохранилось больше сведений. Вероятно, Феофан имел собственную мастерскую и заказы выполнял с помощью учеников. Как упоминается в летописях, за время с 1395 по 1405 гг. он расписал три кремлевских храма: церковь Рождества Богородицы (1395), Архангельский (1399) и Благовещенский (1405) соборы, а также выполнил некоторые светские заказы: фрески терема великого князя Василия Дмитриевича и дворца князя Владимира Андреевича Храброго (двоюродного брата Дмитрия Донского). Из всех этих работ уцелел лишь иконостас Благовещенского собора, который создавался вместе с Андреем Рублевым и старцем Прохором «с Городца». Сохранившийся иконостас, особенно деисусный чин («Спас», «Богоматерь», «Иоанн Предтеча»), считается достоверным произведением Феофана. Кроме того, ему приписывают иконы «Богоматери Донской», принадлежащей к типу запрестольных, с “Успением” на обороте (1392), «Преображение» из Переславля-Залесского (1403) и инициалы «Евангелия» боярина Фёдора Кошки (1392). Ныне эти удивительные иконы хранятся в Третьяковской галерее.

Скончался Феофан Грек предположительно в Москве между 1405 и 1415 гг. Византийский мастер нашел на Руси вторую родину. Его вдохновенное искусство было созвучно мироощущению русских людей. Творения Феофана украшали и великокняжеский терем, и кремлевский собор, и храм, построенный тщанием боголюбивого новгородского боярина, и уединенную церковь в пригородной резиденции коломенского архиерея. Работы художника поражают своей монументальностью, внутренней силой и драматической выразительностью образов, свободной живописной манерой. Для его фресковых росписей характерна так называемая скоропись, при почти монохромной живописи и непроработанности мелких деталей изображения обладают огромной силой эмоционального воздействия. Совсем иной акцент – в иконах. Их отличает мягкое многосложное письмо, насыщенные драгоценные цвета, чудесная и завораживающая красота. Оригинальное творчество Феофана Грека, идущее от византийских традиций, оказало большое влияние на все последующие поколения русских художников.


Посмотреть галерею Феофана Грека