Дионисий Глушицкий


Преподобный Дионисий, игумен Глушицкий, – древнерусский иконописец северной школы, резчик по дереву, книгописец, один из лучших художников Святой Руси. Родился в 1362 г. в окрестностях Вологды, в крещении назван Димитрием. О детстве и отрочестве его сведений не сохранилось. Свой иноческий подвиг начал в Спасо-Каменном монастыре на острове Кубенского озера, где был пострижен игуменом Дионисием, и подвизался в этой обители девять лет. Именно здесь и осваивал он в молодости премудрость иконописания. Впоследствии оставил обитель и в поисках уединения вместе со своим учеником Пахомием удалился на другую сторону озера. Недалеко от селения Святая Лука возобновил, по благословению архиепископа Григория, пришедший в запустение древний монастырь и принял сан священника. К преподобному стали стекаться иноки. Вскоре он поставил настоятелем монастыря Пахомия, а сам ушел в пустынное место на реке Глушице. По откровению, бывшему ему во сне, построил на этом месте Покровскую церковь (1403 г.) и братские келии (Глушицкий Покровский монастырь), а через несколько лет – величественный храм (1412 г.), который украсил иконами собственного письма. В 1420 г. в четырех верстах от монастыря, в местечке Сосновец, основал новую обитель – во имя Иоанна Предтечи (Сосновецкий Дионисиево-Глушицкий монастырь). Скончался прп. Дионисий 1 июня (по ст. стилю) 1437 г. На Московском Соборе в 1547 г. причислен к лику святых. Мощи его почивают под спудом в Сосновецкой обители.

Всю свою жизнь св. Дионисий писал иконы, резал по дереву, шил одежды, переписывал книги и даже ковал, однако сегодня он известен более всего как искусный иконописец. Многие из икон, созданных его рукой, до нас не дошли. В настоящее время ему приписывают иконы «Успение» и «Предтеча в пустыне» (нач. XV в., Вологодский областной краеведческий музей), а также икону «Кирилл Белозерский» (1424, Государственная Третьяковская галерея) – редчайший для ранней русской иконописи прижизненный образ основателя Кирилло-Белозерского монастыря. В 1614 г. эта знаменитая «первоикона» была помещена в киот с изображением на створках сцен из жития св. Кирилла, причем на правой створке в нижнем клейме показан сам прп. Дионисий, пишущий его портрет. Образ Успения Богородицы почитался чудотворным – известно множество чудес от него, зафиксированных в XVII в. в Семигородной пустыни. Чудотворным считался и образ Иоанна Предтечи. Обе чтимые иконы были богато украшены серебряными позолоченными окладами с драгоценными камнями, жемчугами и эмалью. В результате реставрационных работ, проведенных в 1927–1966 гг., с икон были удалены позднейшие наслоения, искажавшие цвет и рисунок оригиналов, и выявлена относительно неплохо сохранившаяся живопись. Светлый колорит, спокойные, мягкие краски, соответствующие неяркой природе русского севера, создают ощущение просветленности человеческой души, раскрывают ее молитвенное состояние (св. Иоанн Предтеча). Эти старинные иконы, полные неповторимого обаяния, подкупают искренностью созданных образов, теплотой и сердечностью. Некоторые исследователи, правда, полагают, что эти два памятника в силу стилистических отличий не могут быть приписаны кисти одного мастера, однако дальнейшее, более углубленное, их изучение, возможно, позволит подтвердить авторство прп. Дионисия.


Посмотреть галерею Дионисия Глушицкого