Модест Петрович мусоргский


Мусоргский Модест Петрович

Модест Петрович Мусоргский – один из величайших и самобытнейших русских композиторов, родился 9 (21) марта 1839 г. в селе Карево Псковской губернии. Происходил из старинного дворянского рода. Детские годы провел в помещичьей усадьбе в атмосфере патриархального крестьянского быта. Первым педагогом будущего композитора была его мать – Юлия Ивановна Мусоргская (Чирикова). Под ее руководством мальчик делал большие успехи в игре на фортепиано и в семилетнем возрасте уже весьма неплохо исполнял небольшие сочинения Листа. Однако в семье никто и не предполагал, что он станет музыкантом. Его готовили к другому поприщу. В 1849 г. юношу по традиции определили в Петропавловскую школу в Петербурге, а затем перевели в Школу гвардейских подпрапорщиков. Модест преуспевал в военных науках и в то же время изучал иностранные языки, историю, литературу, искусство, брал уроки музыки у известного педагога А. Герке. В 1852 г. вышло в свет его первое самостоятельное произведение – полька «Подпрапорщик». В 1856 г. после окончания школы он был зачислен офицером в Гвардейский Преображенский полк. Перед ним открывалась перспектива блестящей военной карьеры. Однако зимой этого же года Модест Петрович знакомится с А. Даргомыжским, Ц. Кюи, М. Балакиревым, и в его жизни наступает давно назревавший духовный перелом. В нем пробуждается жажда творчества, созидания прекрасного, стремление к совершенствованию в музыкальном искусстве, которое становится целью его жизни. В мае 1858 г. Мусоргский подает прошение об отставке, чтобы полностью посвятить себя музыке, и остается без средств к существованию. Войдя в ядро балакиревского кружка «Могучая кучка», Мусоргский строит большие планы, дружит с замечательными людьми, много пишет. В самой крупной работе раннего периода, незавершенной опере «Саламбо» (по роману Флобера, 1866), композитор впервые пытается воплотить сложнейшее переплетение судеб народа и сильной властной личности. Увлеченный идеей программности, Мусоргский создает ряд симфонических произведений, однако наиболее яркие художественные открытия были сделаны им в 60-е гг. в вокальной музыке. Появились песни на сюжеты из крестьянской жизни, полные сострадания к обездоленному человеку: «Калистрат», «Гопак», «Светик Савишна», «Колыбельная Еремушки», «Сиротка». Вершиной же творчества Мусоргского стала опера «Борис Годунов» (по драме Пушкина, 1868 - 1872), в которой раскрылся весь его огромный талант. Здесь композитор проявил себя как мастер психологических портретов. Его творческая мощь в этот период поражает силой и богатством художественных идей. Еще не закончив «Годунова», Мусоргский задумал уже новую трагическую оперу – «Хованщина», а с 1875 г. начал писать комическую оперу «Сорочинская ярмарка» (по Гоголю). Летом 1874 г. под впечатлением посмертной выставки произведений художника В. Гартмана он параллельно написал свой знаменитый фортепианный цикл «Картинки с выставки». Последние годы маэстро были очень тяжелыми. Пошатнувшееся здоровье, материальная необеспеченность мешали ему сосредоточиться на творческой работе. Он вынужден был зарабатывать на жизнь ремеслом аккомпаниатора в вокальных классах, организованных певицей Д. М. Леоновой.

Скончался Модест Петрович Мусоргский 16 (28) марта 1881 г. в Николаевском военно-сухопутном госпитале, так и не успев завершить «Хованщину» и «Сорочинскую ярмарку». Похоронен на кладбище Александро-Невской лавры. Мировая слава пришла к нему посмертно. Весь архив композитора был передан Римскому-Корсакову, который доработал оперу «Хованщина», осуществил новую редакцию «Бориса Годунова» и добился их постановки на императорской оперной сцене. «Сорочинскую ярмарку» закончил Ц. Кюи.