Нино Рота


Нино Рота

Нино Рота (Джованни Рота Ринальди) – итальянский композитор, один из самых ярких и проникновенных симфонистов и мелодистов XX века, лауреат премий «Оскар», «Золотой глобус» и «Грэмми», написавший музыку ко многим известным кинофильмам, автор нескольких опер, балетов, симфоний и камерных произведений. Родился 3 декабря 1911 г. в Милане, в семье музыкантов. Его дед, Джованни Ринальди, был пианистом и композитором, мать, Эрнеста Ринальди, ставшая первой учительницей маленького Нино, тоже была пианисткой. Уже в раннем детстве будущий маэстро проявлял незаурядные музыкальные способности и с восьми лет начал сочинять музыку сам. В двенадцатилетнем возрасте он создал свою собственную ораторию «Детство святого Иоанна Крестителя (L’infanzia di San Giovanni Battista), которая была исполнена в Милане и Париже, а через два года опубликовал оперу «Принц-свинопас» («Principe Porcaro») по мотивам сказки Х. К. Андерсена, получившую высокую оценку критиков. Учился в Миланской консерватории, затем, переехав в Рим, поступил в Академию Святой Цецилии и закончил ее в 1930 г. Потом два года жил в США, стал стипендиатом Института Кёртис в Филадельфии, где обучался по классу композиции у Розарио Скалеро и по классу оркестра у Фрица Рейнера. Вернувшись в Италию, продолжил обучение в Миланском университете и защитил дипломную работу о композиторе Джозеффо Царлино. В 1937 г. начал преподавательскую карьеру. Преподавал теорию музыки и сольфеджио в Музыкальном лицее Таранто, а двумя годами позже – гармонию и композицию в Консерватории им. Николо Пиччини в Бари. С 1950 г. занимал пост директора этой консерватории. В кинематограф пришел в начале 40-х. Работал с режиссерами Ренато Кастеллани, Лукино Висконти, Франко Дзеффирелли, Марио Моничелли, Френсисом Фордом Копполой (кстати, за музыку ко второй части его фильма «Крестный отец» в 1974 г. и был удостоен премии «Оскар»), Эдуардо де Филиппо, но наиболее плодотворным оказалось его сотрудничество с Федерико Феллини, которое продлилось почти тридцать лет. Вместе ими было создано около шестнадцати фильмов. Сам Феллини очень ценил дружбу с этим выдающимся композитором. «Как только он появлялся, – говорил режиссер, – напряжение исчезало, все приобретало атмосферу праздника, фильм вступал в радостный, безмятежный, фантастический период, в новую жизнь». Ему удавалось все: и буффонада, и лирика, и эпические темы. Каждое его сочинение, вальс ли в картине «Рокко и его братья» Висконти, довольно эксцентрическая музыка в «Восьми с половиной» Феллини или лирическая мелодия в «Ромео и Джульетте» Дзеффирелли, – это было душевное откровение, выражение всех человеческих чувств, ранимость, надежды и иллюзии, желание любить.
Скончался Нино Рота в Риме в 1979 г., вскоре после того, как закончил писать свою последнюю звуковую дорожку – к фильму Федерико Феллини «Репетиция оркестра». И хотя по образованию он был «классическим» композитором, его произведения редко звучат в концертных залах. Нино Рота – «маэстро саундтреков». Еще при жизни он приобрел мировую известность и наибольший контакт с публикой нашел именно в кино.


 Nino Rota. Romeo and Julieta  Nino Rota. Best  
1. Nino Rota.
Romeo and Julieta (Mp3)

Скачать альбом (zip; 91 Mb)

2. Nino Rota.
Best (Mp3)

Скачать альбом (zip; 131 Mb)