Андрей Рублев


Икона святого Андрея РублеваАндрей Рублев – выдающийся мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV в. Имя Рублева в исторические времена обросло легендами, а в XX в. - научными гипотезами. Реальные представления о его искусстве начинают складываться при реставрационной расчистке иконы "Троица" в 1904 г., но подлинное открытие рублевской живописи состоялось лишь после 1918 г., когда были расчищены фрески Успенского собора во Владимире и найдены иконы Звенигородского чина. Биографические данные о Рублеве крайне скудны. Родился он предположительно в 1360 г., воспитывался в светской среде, в зрелом возрасте принял монашеский постриг в Троице-Сергиевом монастыре. Самые ранние сведения о художнике восходят к «Троицкой летописи». Первое упоминание о нем датируется 1405 г.: он расписывает Благовещенский собор Московского Кремля вместе с Феофаном Греком и старцем Прохором «с Городца». Андрей Рублев назван в летописи "чернецом" (монахом) и числится последним в перечне имен, т. е. младшим в артели. По "Сказанию о святых иконописцах" (XVII в.), он жил в Троицком монастыре при преподобном Никоне Радонежском, ставшем игуменом после преподобного Сергия Радонежского. В 1408 г. расписывает вместе с Даниилом Черным древний (XII в.) Успенский собор во Владимире, а c 1422 по 1427 гг. - церковь св. Троицы в Троицком монастыре, построенную над гробом прп. Сергия вместо старой деревянной (1411). После смерти Даниила, похороненного в Троицком монастыре, возвращается в Москву, в Андроников монастырь, где исполняет свою последнюю работу - роспись Спасского собора (1427-1430). Скончался 29 января 1430 г. в Спасо-Андрониковом монастыре. Канонизирован Русской Православной Церковью в 1988 г. В 1959 г. в монастыре был открыт Музей имени Андрея Рублева, демонстрирующий искусство его эпохи.
Иконы письма Андрея Рублева необыкновенно ценились - все они считались чудотворными. Его немногочисленные работы, дошедшие до наших дней, отличают непостижимые для современного человека чистота, мудрость и одухотворенность. Наиболее ранними из них в настоящее время считаются иконы поясного деисусного, Звенигородского, чина. Сохранились иконы Спасителя, Архангела Михаила и Апостола Павла. Но самое известное и прославленное произведение художника - образ Святой Троицы. Икона происходит из местного ряда Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры (с 1929 г. хранится в Третьяковской галерее). Этот совершенный по красоте образ вобрал в себя весь духовный и художественный опыт византийской и древнерусской иконописи, стал беспримерным по глубине выражением в красках православного учения Церкви о Святой Троице. Преподобному Андрею Рублеву приписывают также фрагменты фресок на алтарных столбах Успенского собора в Звенигороде, несколько икон и ряд миниатюр. Его образы в целом адекватны образам византийского искусства начала и первой трети XV в., но превосходят их своей просветленностью, кротостью и смирением. Во всем – гармония, духовность, доброта. Творчество этого великого мастера определило особый, радостный характер произведений московской школы иконописи и оказало огромное влияние на всю русскую культуру того времени.


Посмотреть галерею Андрея Рублева