Алексей Кондратьевич Саврасов


Алексей Кондратьевич Саврасов

Алексей Кондратьевич Саврасов – выдающийся художник, один из основателей русской пейзажной школы, родился 12 мая 1830 г. в Москве в семье небогатого торговца-галантерейщика, жившего в Гончарной слободе. Алеше уже с детства приходилось во всем помогать отцу. К двенадцати годам он самостоятельно научился неплохо рисовать, писал гуашью и акварелью пейзажи, охотно раскупавшиеся за бесценок уличными торговцами. Но путь в большое искусство оказался нелегким. Поступив в 1844 г. в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, он вскоре из-за тяжелой болезни матери вынужден был прекратить учебу и все свои дни проводил в лавке. Однако живопись не бросил, продолжая рисовать по ночам, за что и был изгнан отцом, считавшим эту «страсть к художеству» никому не нужной блажью, на холодный, продуваемый ветрами чердак. И только в 1848 г., благодаря помощи одного важного московского чиновника, понимающего и любящего искусство, смог продолжить образование в пейзажном классе училища. Начало его творческой карьеры было стремительным. В 1849 г. Саврасов совершил поездку на Украину, результатом которой стал ряд блестящих работ, отличавшихся новизной и гармоничностью, после чего о нем заговорили как о надежде русского искусства. А еще через год Совет Московского художественного общества счел его мастерство достаточно зрелым для завершения обучения, и за картины «Вид Московского Кремля при лунном освещении» и «Камень в лесу у Разлива» (1850) ему было присвоено звание «неклассного художника». Способности молодого живописца привлекли внимание августейших особ, и он даже был приглашен «для написания видов с натуры» в загородную резиденцию великой княгини Марии Николаевны, бывшей в то время президентом Петербургской академии художеств. Его полотна оказались столь удачными, что довольно скоро, в возрасте всего двадцати четырех лет, он получил за них звание академика. В 1857 г. Саврасов был назначен руководителем пейзажного класса в московском училище, и с этого времени начался двадцатипятилетний период его плодотворной педагогической деятельности. Среди его учеников были К. А. Коровин и И. И. Левитан. Большую роль в развитии творческого гения художника сыграла поездка в Англию, Данию, Германию, Швейцарию и Францию в 1862 г., где он смог познакомиться с европейским искусством. Эта поездка помогла ему глубже понять своеобразие и обаяние родной природы, которая на его картинах представлялась абсолютно реальной, естественной, дышала подлинной свежестью. Все пейзажи были глубоко лиричны и невольно вызывали ассоциации с застывшими в красках прекрасными стихами или музыкой. Мастерская передача света и цвета, объемной пространственности, умение Алексея Кондратьевича выразить простыми средствами радостное и пронзительное ощущение весеннего воздуха как-то особенно проявились в его знаменитой картине «Грачи прилетели» (1871), ставшей впоследствии своего рода живописным символом России. Удивительно талантливы и другие его картины, яркие и емкие: «Сельский вид» (1867), «Плоты» (1868), «Зимняя ночь» (1869), «Волга близ Городца» (1870), «На Волге» (1880-е) и первая повествовательно раскрытая картина «Печерский монастырь под Нижним Новгородом» (1871). Среди работ восьмидесятых годов следует назвать такие произведения, как «Ночка» (1883), «Лунная ночь над озером» (1885), «Вечер. Поле с воронами» и «Сумерки. Пейзаж» (1880-е), «Сосны на берегу озера» (1880–1890) и «Оттепель» (1887), исполненные сложной техникой живописного рисунка. Многие известные критики с восхищением отзывались о его полотнах. Однако с течением времени в творчестве Алексея Кондратьевича наметился серьезный спад. Он стал реже выставляться, часто болел, у него ухудшилось зрение. Из-за внутреннего душевного кризиса разладилась и семейная жизнь, его уволили из училища. Ему еще удавалось порой создавать замечательные картины, но чаще это были поверхностные произведения, копии с прежних работ, выполняемые им ради заработка.
Скончался Алексей Кондратьевич Саврасов в Москве 26 сентября 1897 г. Аллею на Ваганьковском кладбище, где похоронен художник, называют теперь саврасовской. Вся его жизнь, взлеты и падения, радости и печали, боль и тревоги, страдания и надежды, человеческие слабости и переживания, – все это уже в прошлом. Но остались картины. Свет редчайшего таланта. «Не стало одного из самых глубоких русских пейзажистов, – писал Левитан в “Русских ведомостях”. – С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле… и эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта в области русского художества».


Посмотреть галерею Алексея Саврасова